Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании Форум страховых инноваций InnoIns-2024
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Форум страховых инноваций InnoIns-2024


Top.Mail.Ru

Реплики

2008:  Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Октябрь, Ноябрь, Декабрь
2009:  Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь
2010:  Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь
2011:  Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь
2012:  Январь, Февраль, Март, Апрель, Июнь, Июль, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь
2013:  Февраль, Март, Апрель, Июль, Сентябрь, Октябрь
2014:  Февраль, Март, Апрель, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь
2015:  Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь
2016:  Январь, Февраль, Март, Июнь, Август, Сентябрь, Ноябрь, Декабрь
2017:  Март, Май, Июнь, Июль, Октябрь, Ноябрь, Декабрь
2018:  Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Октябрь, Ноябрь, Декабрь
2019:  Февраль, Март, Июль, Август, Ноябрь
2020:  Март, Июль, Август, Сентябрь, Ноябрь
2021:  Март, Май, Июнь, Июль, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь
2022:  Январь, Март, Апрель, Май, Декабрь
2023:  Август, Ноябрь
 18 декабря 2017 г.
Какова позиция регулятора по допуску страховых посредников в электронные продажи?
Игорь Жук
Директор департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации до 02.03.2018 г.
У нас есть особая задача – определиться с посредниками в целом, в том числе в связи с необходимостью борьбы с мошенничеством. Страхование – это и агентская, и брокерская деятельность, но у нас местами все перепутано. Кто такой агент, кого он представляет? И кто такой брокер - и кого представляет он? Это должно быть четко определено. Иначе трудно решается даже такой актуальный вопрос, как электронные продажи через посредников.
В свое время возможность электронных продаж через посредников была запрещена, так как шла борьба с большими комиссиями посредников. Сейчас же мы поддерживаем необходимость принятия федеральных мер – поправок в закон о том, что посредники должны получить допуск к электронным продажам.
 6 декабря 2017 г.
Поддерживает ли РСА предложенные Минфином поправки в систему ОСАГО?
Игорь Юргенс
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА), Национального союза страховщиков ответственности (НССО) до 25.11.2022 г., председатель совета директоров АО «Эксперт РА»
Поправки, которые Минфин предлагает внести в закон по ОСАГО, направлены, по их мнению, на постепенную либерализацию тарифа. С какими-то поправками при этом страховщики согласны, с какими-то нет, часть из них поддерживают сами автовладельцы. У нас есть своя версия поправок, скоро появится позиция Банка России. Что получится на выходе – когда завершатся консультации в треугольнике Минфин - Банк России - РСА – я не знаю.
Мы согласны с предложенным Минфином расширением ценового коридора, так как в некоторых регионах тарифа недостаточно из-за того, что там ничего не делается по наведению порядка с автоюристами и преступностью. А вот предложение Минфина ввести трехлетний полис ОСАГО мы никак не можем поддержать – и в связи с инфляцией, и в связи с деятельностью автоюристов.
 17 ноября 2017 г.
Как на ожидаемых финансовых результатах и на стратегии РНПК отразятся крупные убытки по «Алросе» и «Синдике»?
Николай Галушин
Президент, председатель правления АО «Российская национальная перестраховочная компания» (РНПК)
По итогам этого года прибыль РНПК составит около 2 млрд.руб., что меньше прогноза (2,7 млрд.руб.). В соответствии с предварительными оценками этих двух убытков (в совокупности это около 1,3 млрд.руб.) сделаны изменения в резервах. Премия компании за 9 месяцев 2017 года составила 5,3 млрд.руб., прибыль – 1, 17 млрд.руб. До 3 квартала мы шли с перевыполнением ожидаемого показателя прибыли, в том числе лучше плановых были показатели по рядовым  убыткам. Убыток по «Алросе», произошедший в 3 квартале, съел рост нашей прибыли, несмотря на существенное увеличение сборов роста прибыли (квартал к кварталу). Убыток 4 квартала «Синдика» также уже поставлен в резерв и отражен в прогнозе прибыли. Кроме того, 4 квартал может принести и еще какие-то убытки и заставить скорректировать наши расчеты.
Сколько лет может занять процесс выплаты по убыткам – никто не знает. По «Алросе» он точно растянется не только на 2018, но и на 2019 год - а может быть, и больше. Если посмотреть на историю создания шахты «Мир» становится понятно, работа растянется на годы. Но будущую прибыль компании эти выплаты уже не затронут – их будут производить из резервов этого года.
Полезно помнить, что на финансовый результат и у нас, и у других страховых организаций влияет не только убыточность, но еще инвестиционный доход, а также расходы компании. А инвестиционный доход у нас выше ожидаемого за счет того, что в план было заложено большее снижение процентных ставок, чем то, что фактически произошло, да и в части расходов мы показали существенную экономию.
Что касается других возможных последствий этих двух убытков, то ничего в нашей стратегии не изменится. Понятно, что катастрофические убытки происходят очень редко, например, у «Согаза» на протяжении последних 10 лет, при наличии крупных убытков, облигаторная емкость либо вообще не была задействована при выплатах, либо (по Загорской ГАЭС) были затронуты только нижние лееры, облигаторная емкость еще никогда не срабатывала полностью. Убыток «Алросы» будет у них первым случаем, когда облигатор сработал почти в полном объеме – на 10 млрд. Облигаторная защита стоит существенно дешевле факультативной, а катастрофы достаточно редки, поэтому страховщики стремятся максимально размещать риски в облигаторное перестрахование (в России около 53 % исходящей премии по итогам 2016 года ушло в облигаторы, 47 % – в факультативы). Соответственно, если мы откажемся от участия в облигаторах, то мы бы необоснованно сократим возможность выполнения своих плановых показателей (хотя естественно, каких-то заведомо убыточных облигаторов мы избегаем, даем рекомендации цедентам по формированию портфелей).
 13 ноября 2017 г.
Что нужно, чтобы улучшить работу по страхованию в регионах?
Игорь Жук
Директор департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации до 02.03.2018 г.
Тема взаимодействия страхового рынка с местными органами власти приобретает сегодня особо важное значение. Например, это очень актуально в страховании дольщиков – всем известны проблемы этого рынка, на нем сложилась достаточно пестрая картина. К сожалению, и в этом виде в итоге возникла идея разрешить все проблемы за деньги, которые собраны не страховщиками – как основной вариант решения проблем выбран компенсационный фонд. Но ведь существует рыночная схема, при которой по принятым обязательствам платит страховая компания, а компенсационный фонд используется только в тех случаях, когда страховая компания не в состоянии расплатиться (например – в случае ее банкротства). При такой схеме компенсационный фонд не подменял бы собой страхование, а обеспечивал его надежность и устойчивость.
Поэтому мы бы хотели обратиться к страховщикам, которые работают в регионах, особенно по социально чувствительным видам страхования (таким как ОСАГО, застройщики, перевозчики, ОПО и пр.) У нас есть отдельная служба Банка России, есть возможность обмениваться методическими материалами. Но определенную часть работы по ликбезу и повышению финансовой грамотности на местах страховщикам надо брать на себя. Страховщики должны понять, что если мы не объясним людям, что такое страхование, мы получим большой пласт проблем.
 7 ноября 2017 г.
Что тормозит развитие онлайн-процессов взаимодействия страховщиков с клиентами?
Михаил Волков
Генеральный директор СПАО «Ингосстрах», председатель правления
Ситуация на рынке не внушает излишнего оптимизма. Результаты 2016 года и 1 полугодия 2017 года отражают состояние портфелей 2016 года, а негативное влияние сегодняшних тенденций мы оценим только в 2018 году. Рынок остается в ситуации кризиса в первую очередь из-за глобальных проблем с ОСАГО, где убыточность по-прежнему составляет более 100 %. Долгосрочно рынок с такой убыточностью работать не может.
Нам как одной из старейших и самых финансово устойчивых компаний, может быть, проще об этом рассуждать. Я не завидую тем компаниям, которые находятся за пределами первой десятки (исключая тех, кто не участвует в ОСАГО, в страховании дольщиков и т.д.) Однако будучи федеральным страховщиком, мы все требования ЦБ по обеспечению доступности страховых услуг ощущаем на себе в первую очередь. В какой-то мере это избыточное регулирование, но видимо, мы должны пройти эту фазу, после которой наступит очищение и стабилизация рынка. Потом мы будем выступать за сокращение избыточного регулирования, но сегодня это мера вынужденная и необходимая.
Диалог по поводу ожидаемых изменений у нас идет с РСА, ВСС и ЦБ. Если уже в следующем году не будет принципиального изменения ситуации, тогда все усилия по внедрению цифровых технологий и прочие позитивные начинания просто не сработают.
Как все это непосредственно связано с цифровыми технологиями, мы видим на примере нашей компании, реализация цифровых проектов – одна из наших стратегических задач. Очевидно, что ключевым теперь становится ресурс, связанный с информационными технологиями, в компаниях востребованы программисты, IT-архитекторы, т.к. порядка 80% нынешних проектов реализуются за счет применения цифровых технологий. Но при этом ситуация с ОСАГО не позволяет нам выделять достаточное количество ресурсов на конструктивные и интересные проекты, например, по телематическим продуктам, создавать проекты по Big Data и т.д. И так происходит не только в нашей компании, но и на уровне всего сообщества, это прекрасно видно и на примере РСА. Мы трижды переносили запуск одного инновационного продукта из-за того, что наши IT-специалисты заняты решением проблем ОСАГО. Все силы брошены туда, потому что иначе все остальное вообще не имеет никакого смысла.
 17 октября 2017 г.

Как идет борьба со страховым мошенничеством в УФО и в Челябинске?

Аркадий Любавин
Генеральный директор ПАО СК «ЮжУрал-АСКО», президент Союза страховщиков «Урало-Сибирское Соглашение» (УСС)

В Челябинской области действуют преступные группы, ущерб от деятельности которых затронул все страховые компании. За последние 3 месяца по информации страховщиков возбуждено 6 уголовных дел по фактам, которые мы выявляли, и рассматривается вопрос о возбуждении еще одного дела. В «Южурал-АСКО» было 16 эпизодов по делу маршруточников со средним убытком 180 тыс.руб., а всего в этом деле более 100 эпизодов, затронуты федеральные страховые компании, совокупный ущерб – около 18 млн.руб. Куда пошли эти деньги – отдельный вопрос для анализа.
Сейчас возбуждено 3 дела по так называемым «молоткам» – это дешевые автомобили, используемые для намеренного повреждения других машин. Один такой «молоток» за 4 эпизода нанес ущерб на 900 тыс.руб., другой за 5 эпизодов на 1,5 млн.руб., третий за 2 эпизода на 700 тыс.руб.
Страховые компании используют разные методы борьбы с мошенниками, но все мы понимаем, что без совместной работы с правоохранительными органами результата не будет. Лучшей профилактикой мошенничества сейчас являются случаи реального привлечения мошенников к уголовной ответственности и распространение информации об этом. Долгое время правоохранительные органы недооценивали опасность мошенничество, но сегодня это приобрело характер бедствия и на него обратили внимание. Для повышения эффективности противодействия мошенничеству представители нашей рабочей группы готовы работать вместе с правоохранительными органами на постоянной основе. У нашей компании контакт с ГУВД налажен, мы предоставляем информацию и видим результат. Хотелось бы чтобы это было поднято на более высокий уровень.

 12 октября 2017 г.
Могут ли рассчитывать на выплату страхового возмещения клиенты, чьи автомобили  пострадали при пожаре в ТЦ «Синдика»?
Михаил Волков
Генеральный директор СПАО «Ингосстрах», председатель правления
Пожар на территории крупнейшего торгово-строительного рынка «Синдика» начался днем в воскресенье 8 октября. Из-за высокой скорости распространения огня владельцы находящихся на территории центра автомобилей не смогли забрать свои машины с парковки. Потушен пожар был только утром в понедельник, и в «Ингосстрах» начали поступать звонки от клиентов, чьи автомобили пострадали. Причем обращаются не только клиенты с полисами КАСКО, но и люди, застрахованные в рамках ОСАГО.
К сожалению, данный случай еще раз демонстрирует тот факт, что до сих пор не все автовладельцы понимают, какие риски покрываются разными видами страхования. Немного нелепо об этом говорить в 2017 году, когда прошло уже около 15 лет с запуска ОСАГО, но КАСКО и ОСАГО – это разные виды страхования! Приходится еще раз подчеркнуть, что на выплаты могут рассчитывать лишь те автовладельцы, которые застраховали свои автомобили по программе КАСКО. К ОСАГО ущерб, нанесенный машинам во время пожара в торговом центре, не имеет никакого отношения.
В «Ингосстрах» уже поступило несколько звонков от клиентов. У пострадавших есть семь календарных дней на то, чтобы сообщить в страховую компанию необходимые сведения для организации осмотра пострадавшего транспортного средства, поэтому мы ожидаем роста обращений на этой неделе.
Для получения возмещения пострадавшим необходимо зафиксировать ущерб в органах МЧС, чтобы в дальнейшем получить справку о пострадавшем имуществе, где должны быть указаны марка автомобиля, модель и ВИН-номер,  размер ущерба, кроме того, должны быть перечислены поврежденные детали либо указана информация о полном выгорании ТС.
 9 октября 2017 г.
Что показывают текущие тренды российского страхового рынка, и над чем сейчас плотнее всего работает ВСС?
Игорь Юргенс
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА), Национального союза страховщиков ответственности (НССО) до 25.11.2022 г., председатель совета директоров АО «Эксперт РА»
Первое полугодие 2017 года формально показало рост удельного веса добровольных видов страхования в общей структуре страховых премий (доля в I полугодии 2016 г. - 78,1 %, в I полугодии 2017 г. - 79,6 %), доля обязательных видов снижается (доля в I полугодии 2016 г. - 21,9  %, в I полугодии 2017 г. - 20,4 %). Лидер по сборам (с определенным отрывом) – компания СОГАЗ. Более половины (52,4 %) общерыночной премии собирается в Москве, причем темп концентрации сборов в Московском регионе увеличился.
Рост собираемой премии, в основном, обеспечивает страхование жизни – оно выросло в рассматриваемом периоде на 59%. Без учета этого вида рынок в 1 полугодии 2017 года вырос только на 0,8 %. И мы прекрасно понимаем, что такой драйвер, как инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), наверное, достигает своего потолка, оно ориентировано на средний класс, который в России количественно ограничен, платежеспособный спрос и покупательная способность населения падает. На рынке частных инвестиций есть множество инструментов, из которых ИСЖ не является приоритетным, оно росло пока в него «переложились» депозиты банков. Распространена проблема мисселинга и несовершенного информирования клиента о содержании договора. В связи с этим ВСС разрабатывает базовый стандарт по страхованию жизни, который опишет взаимодействие страховщиков и потребителей, ограничит аппетиты игроков и защитит права страхователей.
ОСАГО продолжает оставаться самым проблемным сегментом, но в 3-м квартале 2017 года здесь наметилась некоторая стабилизация. Частично это связано с ситуацией в «Росгосстрахе», изменением его бизнес-модели: их доля рынка ОСАГО снижается, в области урегулирования убытков и ПВУ они стали действовать более разумно.
По итогам года мы ожидаем, что рынок в целом вырастет на 9-11 %, это неплохо по сравнению с другими отраслями и с учетом ожидаемого роста ВВП не более 2 %. Надеемся сохранить все точки роста или даже увеличить их число.
ВСС продолжает работу над базовыми стандартами. По двум из них (по совершению операций на страховом рынке и по защите прав страхователей) предпроекты уже готовы и прошли обсуждение в ЦБ. Страховое сообщество прорабатывает полученные замечания, к концу года стандарты должны быть утверждены.
Союз также работает над вопросами, связанными с переходом страховщиков на XBRL, порядком ведения единого реестра страховых агентов компаний-членов ВСС, системой независимой оценки квалификации специалистов страховых компаний и рядом других направлений в регулировании работы страховщиков.
В целом, можно сказать, что страховые компании, особенно малые и средние, не успевают за текущим объемом изменений в законодательстве и регулировании, многие выбывают из гонки, поэтому мы свою задачу видим в том, чтобы облегчить для страховщиков все переходные процессы.
 18 июля 2017 г.
Какие проблемы сейчас актуальны на российском рынке ОВС и как их решает объединение ОВС?
Константин Пылов
Председатель совета - президент Национальной ассоциации обществ взаимного страхования (НАВС), заместитель председателя экспертного совета по страхованию Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку
6 июля 2017 г. прошло очередное собрание членов НАВС (оно проводится раз в 4 года). В повестку дня входил отчет председателя НАВС за истекший срок, переизбрание председателя и членов Совета НАВС, определение приоритетных направлений деятельности. Среди таких направлений главным является продолжение работы по внесению изменений в Федеральный закон «О взаимном страховании» и ряд других законодательных актов в целях снятия ограничений на создание и деятельность обществ взаимного страхования (ОВС).
Сейчас российские ОВС испытывают серьезные трудности при получении лицензий, документы на лицензирование очень часто возвращаются по мелочным замечаниям. А потом, когда пакет документов на лицензирование отработан, приходит отказ в связи с замечаниями по уставу ОВС – но ведь устав ОВС прошел государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и обязателен для исполнения всеми третьими лицами. Получается, что ЦБ – некий негосударственный ревизор, который перепроверяет зарегистрированный устав, в случае 2-3 незначительных отклонения отказывает ОВС в лицензии.
Вторая проблема, требующая решения, - очень объемная и в большинстве случаев пустая отчетность ОВС. Отчетность необходимо серьезно переделать специально под ОВС, кроме того, нужно избавить ОВС от серьезных затрат на программы для сдачи отчетности – у ОВС (некоммерческой организации) просто нет для этого источников средств. Им тогда придется брать дополнительные, помимо страховой премии, взносы, это удорожает взаимное страхование. А ведь отчетность постоянно меняется и, значит, постоянно меняются программы, то есть все время нужны дополнительные деньги.
Третья законодательная проблема – содержащиеся в законе об ОВС ограничения на количество членов. Это противоречит самой сути страхования, которое всегда стремится к наибольшему числу страхователей. Из-за этого ограничения ОВС придумывают разные схемы ухода от такого ограничения.
Из закона об ОВС надо убрать ограничение предельной численности членов ОВС и  разрешить допуск ОВС к личному страхованию (так как существующий запрет противоречит Конституции РФ, нарушает права граждан). В Законе «Об организации страхового дела в РФ» нужно смягчить требования для ОВС об обязательном аудите и наличии службы внутреннего аудита, а также о наличии актуария. Но мы предлагаем не убрать эти требования полностью, а распространить их только на ОВС с годовым сбором страховой премии более 50 млн. руб. Кроме того, следует устранить ряд противоречий этих законов между собой в части норм о ревизионной комиссии (ревизоре). Есть также предложения по изменениям в ГК РФ и ряде других нормативных актов, способствующих достижению нашей цели – развитию взаимного страхования. Кстати, такая же цель содержится и в основополагающих программных документах Банка России
 10 июля 2017 г.
Как ВСС оценивает итоги первого квартала и перспективы рынка на весь 2017 год? Какие ключевые проблемы ВСС планирует решать в ближайшее время?
Игорь Юргенс
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА), Национального союза страховщиков ответственности (НССО) до 25.11.2022 г., председатель совета директоров АО «Эксперт РА»
По итогам 1 квартала 2017 года страховой рынок показал прирост на 5,2 %. Объем страховых премий составил 316, 3 млрд руб. Ключевой драйвер рынка – страхование жизни, которое выросло на 44 %. Сегмент страхования имущества физлиц вырос на 15,6 %, добровольного медицинского страхования (ДМС) – на 10 %.
Из числа очевидных трендов – убыточность по ОСАГО продолжает увеличиваться. По итогам 4 квартала 2016 года она составила 103,7%, по итогам 1 квартала 2017 года – 106 %.  Средняя выплата в ОСАГО превысила 80 тыс. руб. В общем, тут нечем похвастаться, тенденции тревожные, и они обостряются.
В автокаско наблюдается падение сборов на 7,8 % от квартала к кварталу, но уровень выплат стабилизировался и составляет 57%.
Растущий сегмент – банкострахование. Здесь еще никогда не было такого высокого уровня продаж: уже сейчас доля банкострахования достигла 37,9 % (для сравнения, на агентов пришлось 37,8 %), и по итогам 2017 года, по нашим прогнозам, она превысит 40 %.
Есть рост в онлайн-канале, это прогрессивно и хорошо. Доля электронных продаж в ОСАГО достигла 6,3 % и 1,3 % – в других видах. В 2017 году прогнозируется 10-кратный рост электронных продаж (до 5 % против 0,5 % в 2016 году), в том числе доля е-ОСАГО вырастет до 10 %.
В целом, на 2017 год мы прогнозируется наибольший рост в страховании жизни, на втором месте – страхование имущества физических лиц. Приподнимется и автокаско, так как динамика продаж автомобилей в России вновь становится позитивной.
Общие выводы такие: рынок продолжает расти, но сбавил темпы. Сохраняется динамика в части снижения доли моторного страхования и роста страхования жизни, а также роста продаж без участия посредников.
Страховые компании готовы работать и преодолевать объективные трудности. Безусловно, малые и средние компании опасаются за свое будущее, но ради них мы готовы вести работу с Центральным Банком и его профильным департаментом, направленную на введение пропорционального регулирования, по аналогии с банками. Для этих компаний необходимы дифференцированные требования по уставному капиталу и собственным средствам, лицензия (кроме ОСАГО) должна распространяться на региональные рынки.
В ходе стратегической сессии с Центробанком, прошедшей на их базе в Одинцово, был выработан ряд важных документов. Обсуждавшиеся вопросы по различным направлениям будут суммированы и представлены на конференции ВСС в Санкт-Петербурге 12 июля как общий доклад о стратегическом развитии рынка страхования на перспективу 5 лет – вместе, как его видят страховщики и регулятор. Кроме того, на конференции будут обсуждаться многие другие вопросы, которые мы хотели бы предложить обществу, стране. Особую роль ВСС (в т.ч. РСА, НССО и НСА) как саморегулируемой организации мы видим в анализе рисков экономического и социального развития страны на базе абсолютно новой IT-системы, которую мы разрабатываем.
Предпринимаются существенные шаги по борьбе с автоюризмом и страховым мошенничеством. Проведены уже три совещания в федеральных округах, каждое – с присутствием заместителя генерального прокурора, на подходе – еще Сибирь, Дальний Восток и Северо-Запад. Так мы покроем всю территорию Российской Федерации. По итогам нашего мероприятия в Уральском федеральном округе представители региональных компаний в Челябинске отмечают, что это сказалось организационно на мобилизации МВД и других правоохранительных органов, были созданы целевые группы, подняты дела с 2014 года, в том числе по страховому мошенничеству, спорные дела вынесены на рассмотрение, инициированы расследования.
Нельзя не высказать слова большой благодарности лично председателю Центрального Банка Эльвире Сахипзадовне Набиуллиной. По итогам ее визита к президенту Российской Федерации на основании материалов, которые мы подготовили, МВД и другим структурам была дана команда заниматься этим вопросом не формально-бюрократически, а по существу. И интерес к тому, чтобы сотрудничать с нами по искоренению мошенничества, мы уже видим.
Выступая в Думе, Эльвира Набиуллина отметила, что страховщики решили проблему доступности ОСАГО. Мы увидели реальное снижение количества жалоб из регионов, однако это достигнуто за счет того, что убыточность ОСАГО у страховщиков в 1 квартале превышает 100 % без учета расходов на ведение дела и отчислений в компфонды.
Приступили к работе сформированные ВСС 14 комитетов, 1 совет и дисциплинарная комиссия. Во втором полугодии 2017 года будет проверено 26 страховых компаний-членов СРО ВСС. В 2018 году - одна пятая часть страхового рынка.
 23 июня 2017 г.
Какие условия необходимы для начала активного роста в сегменте агрострахования?
Игорь Жук
Директор департамента страхового рынка Центрального банка Российской Федерации до 02.03.2018 г.
Агрострахование, очевидно, может быть точкой роста на страховом рынке. В том числе, это возможно из-за нынешнего снижения объемов – от низкой базы легко расти, любое добавление уже будет ростом, но не будем забывать, что сейчас этот сегмент многое потерял. Кроме того, рост возможен потому, что на этом рынке есть Национальный Союз Агростраховщиков, который работает устойчиво, который накопил достаточно большой компенсационный фонд и члены которого не уходят с рынка по-английски, без выполнения обязательств.
Вопрос развития этого рынка я бы поставил более широко. Необходимо совершенствование стандартов и продуктов, а также популяризация этой деятельности как таковой. В этой связи предстоит большая работа, у нас есть понимание, как ее проводить. Но вовлечены в нее должны быть все, в том числе и депутаты (так как нужны поправки к законам), и регулятор, и чиновники (по теме финансирования).
В целом, на данном этапе развития, при сложившемся уровне доверия и прозрачности рынка, самое неприятное заключается вот в чем. Предположим, завтра-послезавтра случится неурожай, тогда-то все поймут, что без страхования – нехорошо. Снова будут потраченные бюджетные деньги, которые можно было (в меньшем количестве!) направлять на страхование, а не на компенсационные выплаты. Те решения по агрострахованию, которые были приняты в 2011 году, были спровоцированы неурожаями двух предыдущих лет подряд. Точно так же, как по ОПО решения были приняты после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, а по страхованию перевозчиков – после «Булгарии». Все помнят масштабные засухи – после таких событий легко говорить об агростраховании, и влияние этого сопутствующего фактора нельзя недооценивать. А потом мы попали в полосу, когда росла урожайность и не было крупных страховых событий. Так что не нужно рассматривать ситуацию с агрострахованием только исходя из «короткой дистанции» – да, сейчас есть проблемы, но страховщики борются и доказывают, что делают полезное дело. И мы уверены, что это полезное дело на более длительной дистанции докажет свою эффективность.
Банк России активно поддерживает тему саморегулирования и самоопределения. Мне бы хотелось, чтобы поступило максимальное количество предложений, как это можно использовать в агростраховании, мы готовы их активно рассматривать. Так что мы ждем разумных действий от страхового рынка и готовы их дополнить от Банка России.
 15 мая 2017 г.
Что может выступить драйвером роста страхового рынка в 2017 году?
Михаил Волков
Генеральный директор СПАО «Ингосстрах», председатель правления
К сожалению, существенных точек роста и драйверов в настоящий момент нет. Центральный Банк продолжает зачищать рынок, и 230 оставшихся компаний – это далеко не минимум, которого я ожидаю. Скажутся еще последствия перехода на новый план счетов, которые будет оценивать ЦБ. Очевидно, что продолжается консолидация, и сейчас тот момент, когда на фоне неплохих результатов предыдущего года у нескольких компаний из первой десятки конкуренция заметно ужесточается.
Положительные ожидания связывались с обязательным страхованием жилья, но пока нет ясности, в каком формате оно будет внедрено. Текущая версия законопроекта скорее расстраивает, чем радует. При недостаточно проработанной реализации данной инициативы страховщики рискуют получить рост убыточности и всплеск мошенничества, как это произошло в ОСАГО из-за деятельности автоюристов в так называемых «токсичных» регионах.
В ОСАГО растет убыточность. Мошенники в тандеме с так называемыми автоюристами в связи с ростом лимитов ответственности и распространением европротокола сконцентрировались на рынке ОСАГО. Поправки об урегулировании убытков в натуральной форме заработают во второй половине текущего года и на данный момент нет уверенности, что они смогу заметно улучшить ситуацию. Только время покажет, получат ли страховщики на величину увеличения выплат за счет оплаты замены старых деталей на новые без учета износа адекватное снижение судебных выплат. Влияние массовых продаж е-полисов мы сможем оценить также по итогам полугодия, хотя уже сейчас понятно, что полисы наиболее активно покупаются в «токсичных» регионах. Если ситуация в ОСАГО останется прежней, «Ингосстрах» будет планомерно снижать свое присутствие на данном рынке.  В критической, кризисной ситуации мы, как и другие крупные страховщики, вынуждены будем принимать еще более жесткие решения.
Основной сегмент розничного страхования – моторное страхование, скорее всего, не выйдет на существенную положительную динамику в этом году. На сокращение объемов рынка автокаско влияют факторы снижения средней премии и проникновения, поскольку клиенты ориентируются на более дешевые предложения – каско с франшизой, неполное каско, страхование отдельных элементов и ограниченного числа рисков. Показатели продаж новых автомобилей в России только начали выходить на прошлогодний уровень. Несмотря на эту ситуацию, по итогам 2016 года «Ингосстрах» стал страховщиком №1 в сегменте каско, и мы постараемся удержать лидерскую позицию. Сегодня мы меняем соотношение продаж по каналам: еще недавно наши продажи были почти на 100 % дилерскими, сейчас произошло некоторое смещение в сторону агентских продаж. В будущем, учитывая инвестиции в цифровые технологии, мы прогнозируем рост продаж за счет прямого канала и онлайн-сервисов.
Рост ожидается в сегментах рынка с небольшой средней премией, таких как страхование имущества граждан и финансовых рисков за счет страхования мобильной, бытовой техники, банковских карт через ритейл сети и банки. Мы намерены расти в рознице, в том числе за счет реализации простых коробочных продуктов.
В корпоративном секторе, включая страхование имущества юридических лиц, мы прогнозируем небольшой рост премии в рублевом выражении – в пределах 5%. Неизбежно значительное падение сборов в сфере обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП) в связи с законодательным изменением тарифов.
Рынок добровольного медицинского страхования в текущей ситуации спада деловой активности, скорее всего, не покажет прироста, компенсирующего увеличение медицинской инфляции, то есть будет находиться в пределах 5-7%.
 30 марта 2017 г.
Как повлияет на убыточность в ОСАГО условие об использовании при натуральной форме возмещения (то есть при ремонте) только новых деталей?
Игорь Юргенс
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА), Национального союза страховщиков ответственности (НССО) до 25.11.2022 г., председатель совета директоров АО «Эксперт РА»
Компромиссный характер законопроекта заключается в том, что страховщики сознательно идут на увеличение своих затрат примерно на 25 %. Ремонт с новыми запчастями, по экспертным оценкам, будет именно настолько дороже (точная статистика появится по итогам года работы). Мы берем на себя эту дополнительную нагрузку по убыточному виду страхования для того, чтобы побороть автоюристов в тех регионах, где доступными на сегодня средствами побороть их было невозможно. Поток выплат через юристов оценивался по 2016 году в 30 миллиардов рублей (без учета разобранных инкассо-счетов, которые составляют еще 15-18 миллиардов). Исключение наличных выплат позволит побороть данный теневой рынок, поэтому мы готовы нести дополнительные расходы на ремонт, рассчитывая на то, что общий баланс этих факторов будет хотя бы не отрицательный.
Нельзя сказать, что все то, что прописано в законопроекте (довольно жестко, в том числе под давлением организаций по защите автовладельцев) сразу сделает ОСАГО приемлемым для страховщиков бизнесом. Первый месяц 2017 года принес неутешительные результаты: было собрано 14 миллиардов рублей премий, а выплачено 14 миллиардов 300 миллионов рублей. Это означает катастрофу актуарных расчетов всех компаний, ОСАГО не сбалансировано по цене – тарифу. В суммы премий должны были входить 20 % на ведение дела и создание резервов, а тот факт, что выплачено уже больше, чем собрано, означает, что в последующие периоды платить будет просто нечем. Три группы сертифицированных актуариев, не связанных ни с ЦБ РФ, ни с ВСС, говорят о необходимости повышения тарифов на 25-60 %. Но учитывая социальный фактор в ОСАГО, рассчитывать на повышение тарифа нереально, поэтому мы, вне рыночной парадигмы, ищем какой-то временный компромиссный выход, например, такой как в законопроекте. Но длить ситуацию, когда выплаты больше сборов, никакой акционер страховой компании долго не будет.
Что касается справедливости условия об использовании при натуральном возмещении новых деталей, хочу обратиться к западному опыту. В Евросоюзе существует техстандарт, который описывает «качественную деталь». Весь скандинавский и французский рынок ОСАГО работает с этим понятием – это связано не с экономией, а с другими условиями. Во-первых, есть марки, новые детали на которые уже просто не выпускают. Во-вторых, нет ничего несправедливого в том, что качественная, но не новая деталь устанавливается на машину старше 3 лет (а машины до 3 лет едут на ремонт на свой фирменный сервис и с ними вопросов не возникает). Конституционный Суд РФ признал, что учет износа деталей в ОСАГО конституционен, хотя за пределами ОСАГО потерпевший может обратиться к причинителю вреда за дополнительным возмещением. Таким образом, мы признаем то, что написано в законе, но предлагаем законодателям еще поработать в будущем с категорией «качественная деталь».
Дальнейшая реформа ОСАГО (не обязательно на основе повышения базового тарифа) необходима. Идеальная модель ОСАГО, как я себе его вижу, должна предусматривать минимальную стоимость полиса, большую франшизу и отсутствие выплат по мелким убыткам. Тогда ОСАГО становится некоторым подобием базового каско, и в условиях конкуренции рынок установит свою цену, скорее всего, не ниже существующей.
 3 марта 2017 г.
Как ВСС оценивает работу рынка авиационно-космического страхования?
Игорь Юргенс
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА), Национального союза страховщиков ответственности (НССО) до 25.11.2022 г., председатель совета директоров АО «Эксперт РА»
Мы понимаем, что в авиакосмической отрасли все не так благополучно, как могло бы быть, не будь санкций и остальных проблем. Нас огорчает, что Россия перешла с первого на третье место по количеству космических запусков. В целом страхование воздушных судов сократилось на 2,8% в 2016 году. По добровольному страхованию гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта сборы выросли на 1%, выплаты по страховым случаям в этом виде страхования за год увеличились в 4 раза, что говорит о том, что страховая отрасль работает и в трудный момент является важной опорой для людей, для авиационной отрасли. Мы удовлетворены сотрудничеством с зарубежными коллегами и зарубежными рынками по данному виду страхования.
С перестрахованием рисков российских гражданских авиаперевозчиков на западном перестраховочном рынке проблем не наблюдается, но определенные сложности по-прежнему возникают при перестраховании рисков государственной авиации, и в первую очередь военной.
Они решаются путем размещением рисков на альтернативных рынках и путем объединения усилий нескольких компаний посредством сострахования.
Реальную помощь в решении этих задач начала оказывать созданная в конце 2016 года Российская национальная перестраховочная компания.
Результатом наших общих усилий в этом году явилось урегулирование убытка по крушению самолета Fly Dubai 19 марта 2016 года в Ростове-на-Дону. Семьи 52 погибших получили по 2,025 млн. руб. В том числе нашими усилиями в Государственную Думу и другие органы власти были внесены предложения, и Россия теперь находится на пути к ратификации Монреальской конвенции. Профессионалы знают, что она защищает права пассажиров лучше, чем Варшавская конвенция 1929 года.
Были и другие страховые случаи, работа по ним ведется, никаких сбоев нет. Поэтому мы можем гордиться, как отрасль встала на ноги, воспитала профессиональные кадры, накопила соответствующие резервы и знания, и как она сотрудничает с внешним рынком.